Порядок обжалования нормативных правовых актов

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений

Порядок обжалования нормативных правовых актов урегулирован статьями 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

1.1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами,  вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части в порядке установленном статьями 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Пермского края или его части подается в Пермский краевой суд.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть исковое заявление должно быть подано в суд в письменной форме, в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование органа государственной власти, являющегося ответчиком, его место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт; копия самого заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

1.2. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, если они полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти Пермского края, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подается в Арбитражный суд Пермского края и должно соответствовать требованиям статьи 193 АПК РФ.

Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявлений и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении. К заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Документы для скачивания

ФЗ-8 от 09.02.2009 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ (docx, 39.82 Кб)

Дата публикации 09 февраля 2009
Дата изменения 09 февраля 2009